Психолого - медико - педагогическое сопровождение воспитанников МБДОУ
По результатам комплексного обследования ребенка комиссия готовит рекомендации по оказанию психолого-медико-педагогической помощи ребенку и организации его обучения и воспитания. В случае необходимости также подтверждает, уточняет или изменяет ранее данные рекомендации. В состав комиссии входят: педагог-психолог, учитель-дефектолог (по соответствующему профилю: олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог), учитель-логопед, врач-психиатр детский, социальный педагог. При необходимости в состав комиссии включаются и другие специалисты. Если у ребенка выявляются недостатки в психофизическом развитии, ПМПК устанавливает статус "ребёнок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Статус ОВЗ подтверждает, что ребёнок, согласно Федеральному закону 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" имеет право на получение помощи педагогов и специалистов в образовательной организации.
Специалисты ПМПК не устанавливают диагнозы, не принимают решение о необходимости индивидуального обучения или обучения на дому, не переводят из группы в группу и не определяют образовательную организацию.
Заключение содержит рекомендации по образовательной программе, подходящей для ребенка. Это может быть адаптированная или основная образовательная программа дошкольного, начального, основного, среднего общего или профессионального образования. В заключении ПМПК перечисляются специальные образовательные условия для конкретного ребенка. Они включают специальные методы обучения, учебники, специальные технические средства обучения, услуги ассистента (помощника), тьюторское сопровождение, рекомендации по особой организации пространства. Обращаем внимание, что заключение ПМПК носит для родителей рекомендательный характер. Специалисты ПМПК окажут консультативную помощь родителям: объяснят особенности развития ребенка, дадут необходимые рекомендации по воспитанию, обучению ребенка, необходимые направления коррекционно-развивающей работы. Своевременное обращение в ПМПК позволит определить необходимую образовательную программу и условия, которые помогут ребенку справиться с трудностями в освоении учебного материала и адаптироваться в жизни.
ПОМНИТЕ: ЧЕМ РАНЬШЕ РЕБЁНКУ БУДЕТ ОКАЗАНА ПОМОЩЬ - ТЕМ БОЛЬШЕ ШАНСОВ НА УСПЕХ!
Ранняя помощь в МБДОУ ЦРР детский сад "Танюша"
Ранняя помощь и сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья
Методические рекомендации по определению критериев нуждаемости детей в получении услуг ранней помощи
Система ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям
Консультации логопеда для родителей
Формирование артикуляционной моторики
Важную роль в формировании звукопроизношения играет четкая, точная, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы.
Поэтому первостепенное значение имеют устранение нарушений в работе артикуляционного аппарата, подготовка его к постановке звуков.
Выработка правильных, полноценных артикуляционных движений, объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады достигается двумя путями: постановкой артикуляционных движений индивидуально (логопедом) и систематической артикуляционной гимнастикой.
Основным назначением артикуляционной гимнастики является развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторики. Выполняется артикуляционная гимнастика как индивидуально, так и коллективно со всей группой или небольшими подгруппами.
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Указания к проведению артикуляционной гимнастики
- Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут несколько раз в день:
- в детском саду с логопедом во время индивидуальных занятий в сентябре-октябре;
- в детском саду с воспитателем и самостоятельно;
- с родителями дома.
- Выполняется артикуляционная гимнастика, стоя или сидя перед зеркалом, с обязательным соблюдением правильной осанки.
- Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.
- Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.
- Комплекс артикуляционной гимнастики неуклонно усложняется и расширяется за счет вновь отобранных с логопедом упражнений.
- Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений.
- Возможно и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками и т.д.
Чтобы правильно подобрать упражнения для артикуляционной гимнастики, надо знать, какие движения свойственны различным органам артикуляционного аппарата. Наиболее подвижным органом является язык. Подвижность губ также играет роль в образовании звуков. Наибольшей подвижностью обладает нижняя губа. Нижняя челюсть, мягкое нёбо могут подниматься и опускаться, изменяя раствор рта.
Таким образом, при произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом процессе орган занимает определённое положение. В речи эти звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять своё положение.
Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения. Точность движения речевого органа определяется правильностью конечного результата, что может быть оценено конечным местоположением и формой органа. Плавность и лёгкость движения предполагают движения без толчков, подёргиваний, дрожания органа.
Тепм – скорость движения. Вначале движение производится медленно, регулируется темп при помощи отстукивания рукой или счёта вслух, постепенно темп ускоряется. Устойчивость конечного результата означает, что полученное положение органа удерживается без изменений произвольно долго. Переход (переключение) к другому движению и положению должен совершаться плавно и достаточно быстро.
Проводить гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе пред зеркалом, т.е. используется зрительный контроль. После того как ребёнок научится выполнять движения, зеркало убирают, и функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения. Каждому упражнению. В соответствии с выполняемым действием даётся название, к нему подбирается картинка-образ. Картинка служит ребёнку образцом для подражания какому-либо предмету или движениям при выполнении артикуляционной гимнастики. Упражнения не должны доводить орган до переутомления. Первым признаком утомления является снижение качества движения, что и служит показанием к временному прекращению данного упражнения. Дозировка количества упражнений должна быть строго индивидуальной.
Работа по проведению артикуляционной гимнастики организуется следующим образом.
- Педагог рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приёмы.
- Педагог показывает выполнение упражнения.
- Упражнение выполняет каждый ребёнок по очереди, а педагог проверяет правильность выполнения.
- Упражнение выполняют все дети одновременно.
Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий. Нужно вовлечь ребёнка в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнить упражнения. Для этого лучше всего использовать игру. Для красочного и забавного оформления игры-занятия используются картинки, игрушки, сказочные герои, привлечение стихотворных текстов.
Примерный комплекс упражнений для артикуляционной гимнастики
1. Упражнения для челюстей
- Широко раскрыть рот и подержать его открытым 10-15 сек.
- Жевательные движения в медленном темпе с сомкнутыми губами.
- То же в быстром темпе.
- Легкое постукивание зубами — губы разомкнуты.
II. Упражнения для губ
- "Улыбка" — растягивание разомкнутых губ, зубы при этом сомкнуты, хорошо видны и верхние, и нижние резцы.
- То же с сомкнутыми губами и зубами.
- "Трубочка" ("Хоботок") — вытягивание губ вперед (зубы сомкнуты).
- Попеременное выполнение "Улыбки" и "Трубочки".
- Вращательные движения губами.
- Отставление нижней губы от зубов и десен.
- Втягивание нижней губы внутрь рта.
III. Упражнения для языка (выполняются с широко раскрытым ртом и при неподвижной нижней челюсти):
"Болтушка" — движения языком вперед-назад.
"Часики" — движения языком вправо-влево.
"Качели" — движения языком вверх-вниз. а) к верхней — нижней губе; б) к верхним — нижним зубам; в) к верхним — нижним альвеолам.
Круговые движения языком: а) по губам; б) по зубам в преддверии рта; в) за зубами.
"Лошадки" — щелкание языком.
"Лопатка" — широкий, расслабленный язык высунуть, положить на нижнюю губу, подержать 10-15 сек. (при напряжении похлопать по языку шпателем или пошлепать губами).
"Иголочка" — узкий напряженный язык высунуть далеко
вперед и удерживать 10-15 сек. (для сокращения языка дотронуться до кончика шпателем).
Попеременное выполнение "Лопатки" и "Иголочки".
"Желобок" ("Трубочка") — высунуть широкий язык, боковые края языка загнуть вверх.
"Чашечка" ("Ковшик") — широкий язык поднят кверху:
а) к верхней губе; б) к верхним зубам; в) к верхним альвеолам.
"Грибок" — язык широкий, плоский, присасывается к твердому небу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка — к верхним альвеолам.
Консультации логопеда для родителей
«Учим стихи дома»
Бывает, что ребёнок не хочет запоминать стихотворение, которое нужно выучить к празднику. Объясните ребёнку для чего это нужно (рассказать на празднике, порадовать бабушку с дедушкой). Ребёнок должен понять, что вы им будете гордиться.
Сначала прочитайте стих ребёнку выразительно, затем расскажите о содержании стиха и объясните непонятные слова.
Следующий этап: беседа с ребёнком по содержанию стихотворения (кто главный герой, что сделал, куда пошёл, с кем разговаривал, какой герой). Это нужно для того, чтобы у ребёнка сложилась целостное представление о данном стихотворении.
Далее ребёнку нужно дать установку: я буду читать, а ты внимательно слушай и запоминай, потом расскажешь сам. Стихотворение читается 2-3 раза медленно, потом просят ребёнка повторить вслух. Ребёнок рассказывает самостоятельно, взрослый подсказывает по мере необходимости (например, первое слово в строке)
Через некоторое время попросить рассказать стихотворение громко, с выражением. После того как ребёнок рассказал, обязательно похвалить.
Однако не у всех детей хорошая память. Для того, чтобы облегчить запоминание можно взять чистый лист бумаги и нарисовать картинку по каждой строчке стихотворения. При этом подключаются слуховые, зрительные и тактильные анализаторы. Так ребёнку легче запомнить стихотворение.
Если ребёнку неинтересен и непонятен текст, он не будет стараться его запомнить, поэтому стихотворение нужно подбирать соответственно возрасту. Если текст большой это также пугает ребёнка. Для старших дошкольников объём стихотворения не должен превышать 5 четверостиший.
Если ребёнок понимает, для чего ему надо выучить стихотворение, он быстрее справиться с задачей. Так же нужно учитывать то, что хорошо запоминаются ритмичные стихи. Чтобы ребёнок мог быстрее запомнить текст можно сопровождать чтение стихотворения действиями, наглядным показом.
Разучивая стихи дома, вы тренируете и развиваете память, речь, внимание, личные качества ребёнка - целеустремлённость, усидчивость, умение доводить дело до завершения. Непроизвольно ребёнок учится чувствовать себя естественно и непринуждённо в обществе других людей. Один этап жизни ребёнка, постепенно подготавливает его к новому более сложному этапу. А у вас впереди школа, в которой вышеперечисленные навыки очень пригодятся.
Консультации логопеда для родителей
Соблюдение речевого режима в семье
Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем. Речь, чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить.
Иногда родители считают, что плохая речь их ребёнка исправится сама собой и для этого ничего не надо делать. Другие считают, что развитие речи требует особой ограничивающей среды, как в школе, специально подготовленных, учебных занятий и откладывают её развитие до преддошкольного возраста. Третьи думают, если ребёнок узнает все буквы в 2 года, научиться читать и будет знать наизусть стихи К.И.Чуковского, то речь их ребёнка будет правильной, понятной и чёткой. А есть внимательные родители, которые задумываются, почему одни дети начинают говорить позже, а другие раньше? Что нужно делать для того, чтобы речь ребёнка развивалась как можно раньше?
Среди множества слагаемых успеха в жизни не последнее место имеет чёткая и ясная речь. Поэтому учить малыша говорить правильно надо начинать чуть ли не с пелёнок.
Залог успеха – это речевая среда, в которой ребенок находится с момента рождения и оказывает большое влияние на формирование его речи. Развитие речи идёт постоянно, в течение всего дня, а если он насыщен событиями и впечатлениями, то он вдвойне стимулирует ребёнка к общению. Речевая среда — это не только общение с ребёнком, а многие факторы, которые собраны воедино, которые положительно или отрицательно влияют на развитие ребёнка. Главную роль играет обогащённая или необогащённая среда.
Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.
Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми.
Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов.
Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т.д.).
Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, родители должны побуждать их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушиваться к вашей речи.
Родители должны приучить малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых.
Неправильное произношение закрепляется в результате следующих причин:
1) Неправильная речь окружающих. Встречающиеся в ней некоторые из перечисленных недочетов поддерживаются в речи детей.
2) Недостаточный учет взрослыми тенденций ребенка к усвоению речи окружающих. Они не показывают в трудных случаях, как следует артикулировать данный звук, не поправляют ребенка, не вызывают его интереса к произношению. Предоставленный своим собственным силам, он не всегда удачно и вовремя преодолевает трудности произношения.
3) Непосильная для ребенка речевая нагрузка. Взрослые часто побуждают детей заучивать слишком обширный и трудный для них речевой материал. Нередко «усердные» родители форсируют изжитие возрастных особенностей речи настойчивыми исправлениями и требованием говорить правильно. В результате переутомления физиологических механизмов речи речевые неправильности еще более закрепляются и даже преумножаются. Кроме того, у ребенка тускнеет интерес к речи, к правильности ее, так как энергия его к изучению языка напряжена до тех пор, пока он видит перед собой нужное и необходимое, и падает, когда он чувствует, что от него требуется непосильное.
4) Неблагоприятная обстановка, среди которой живет ребенок в период развития своей речи: постоянный шум, крики, суета, оглушающие ребенка, утомляющие его и мешающие ему четко воспринимать речь окружающих.
Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь.
Есть большая вероятность, что у ребенка сформируется неправильное звукопроизношение, когда в семье кто-то из родителей, или брат, или сестра имеют дефекты произношения.
Эмоциональное общение взрослого с ребенком является важнейшей предпосылкой становления вербальных (речевых) форм коммуникации. Для полноценного развития речи необходимо как общение со взрослыми, так и со сверстниками. За речью ребенка важно следить всегда и везде.
Итог.
Для того чтобы процесс речевого развития протекал своевременно и правильно, необходимы определённые условия. В частности, ребёнок должен:
1. Быть психически и соматически здоровым;
2. Иметь нормальные умственные способности;
3. Иметь полноценный слух и зрение;
4. Обладать достаточной психической активностью;
5. Обладать потребностью в речевом общении;
6. Иметь полноценное речевое окружение.
Если родители часто общаются с ребёнком, играют с ним, читают сказки, разучивают стихотворения, то обычно речь малыша развивается своевременно и правильно.
Для этого родителям рекомендуется соблюдать ряд правил:
- Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка, не перегружайте его речевыми занятиями;
- В общении с ребёнком всегда следите за своей речью;
- Не подстраивайтесь под лепет вашего малыша, говорите с ним не торопясь, чётко произносите звуки и слова;
- Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка, но ни в коем случае не смейтесь над ним;
- Не оставляйте вопросы детей без ответа, убедитесь, что ваш ответ понятен ребёнку
Итак, блестящего результата в речевом развитии ребенка можно достичь только при условии согласованных действий родителей, воспитателей и логопедов (если такой специалист есть в детском саду). Для этого необходимо наладить взаимодействие семьи и детского сада, которое подразумевает, что все окружающие ребенка люди (родители и педагоги) действуют взаимосвязанно — решают единые задачи, согласовывают свои действия и наблюдения
Итак, перед взрослыми стоит цель:
- в раннем возрасте обеспечивать богатство внешних впечатлений и опыта для создания и расширения базы речевого развития ребенка; формировать понятийную и активную речь;
- в дошкольном возрасте (3—7 лет) обеспечивать комплексное развитие всех компонентов устной речи (произносительной стороны, словаря, грамматического строя, связной речи);
- в дошкольном возрасте (4—7 лет) обеспечивать подготовку к усвоению письменных форм речи (чтения и письма).
Достижение поставленной цели обеспечивается в процессе решения основных задач речевого развития детей раннего и дошкольного возраста, которые решаются в процессе взаимодействия семьи и детского сада.
Все это дает возможность ребенку при поступлении в школу успешно овладевать программным материалом.
Занимаясь с ребенком, родители должны поддерживать хорошее, доброе настроение, набраться терпения и не раздражаться, далеко не все будет получаться с первого раза. Почаще хвалите ребенка и радуйтесь с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный настрой – залог успеха.
Всегда помните – благополучие малыша целиком и полностью зависит от родителей!
Консультации учителя-дефектолога
«Развитие мышления и речи»
Довольно часто мамы отдают своего ребенка в детский сад потому, что «детей там учат». В общем, это верно, но ведь малышам так хорошо дома! И для него, и для мамы так важно играть вместе! Родителям дорого ощущение любви и близости и то особенное понимание ребенка, которое можно обрести только в игре с ним. Для малыша игра с мамой – самый радостный и комфортный способ познать мир.
Без потерь передать ребенку важнейшие знания о мире удастся, только разложив их по полочкам. Приучите ребенка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными, хотя бы по 10-15 минут. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, т.е. в повседневной жизни.
Прежде всего, займитесь изучением предметов и их качеств. Для удобства общения допустимы тематические уроки – «одежда», «посуда», «мебель», «транспорт» и т.д., а также учебные игры – «Мишка одевается», «Я мою посуду», «Квартира для куклы» и т.д. Эти простейшие примеры исподволь приведут к сути: малыш начинает свободно ориентироваться в формах, цветах, сходствах и различиях, научится характеризовать предмет и его действие, сравнивать несколько предметов, соотносить размер, материал. Быстро будет расширять словарный запас.
Один из основных разделов домашнего обучения – развитие речи. В лесу или в парке старайтесь максимально точно называть цвета листьев, кочек, пней, стволов, веток.
Найдите на полянке три цветка (травинки, шишки). Попробуйте описать один из них, а ребенок пусть догадается, о каком именно идет речь. Потом поменяйтесь ролями.
Можно сыграть с ребенком в игру «Что на что похоже и почему?» Гуляя по лесу, задавайте ему такие вопросы: «Лист на что похож? Чем? На что похожи пень, цветок, коряга, ветка?» Отвечайте сами, но слушайте внимательно и ребенка. Ведь у наших малышей такое непосредственное творческое восприятие!
Можно немного видоизменить игру, уделяя больше внимания сходству различных предметов: «Чем лист похож на бумагу?» (Толщиной, легкостью.); «А на траву?» (Цветом.); «А на каплю?» (Формой.)
Из таких игр рождается еще одно увлекательное занятие: придумывание и отгадывание загадок, построенных на сравнении предметов между собой. Например, если малыш сказал, что лист похож на каплю по форме, но отличается цветом, помогите ему составить загадку: «Висит капля зеленая, как трава».
Следующий вид упражнений – скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что необходимо говорить не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих. Скороговорки можно найти в разных детских книжках.
Ткач ткет ткани на платок Тане.
Около кола – колокола.
Как у горки, на пригорке жили тридцать три Егорки.
Орел на горе, перо на орле.
Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей.
А что, если предложить ребенку произносить одну и ту же фразу с разными интонациями (нежно, зло, вопросительно, с удивлением, с радостью, со страхом, приказывая, прося, умоляя, громко, тихо)?
Милая моя, ты не спишь!
Вы ели на завтрак мороженое?
Мама купила (купи) виноград.
Скорее домой!
У нас кончился хлеб.
Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности, научат смеяться над своими ошибками, не стесняясь товарищей.
Многие игры имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). Поиграйте со своим малышом, доставьте ему радость!
Четвертый лишний
Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых относятся к одному обобщающему понятию. Вы раскладываете их перед ребенком и предлагаете определить, какие подходят друг к другу и можно ли назвать их общим словом, а какая из картинок лишняя и почему. Набор может быть разнообразным, например: чашка, блюдце, тарелка и яблоко; медведь, лошадь, собака и курица; елка, береза, дуб и рыба. Если ребенок не понимает задания, задавайте ему наводящие вопросы, попросите назвать известных ему животных (птиц, рыб), овощи (фрукты).
Можете подобрать картинки с предметами, относящимися к общему понятию, но отличающимися (например, «береза», «дуб», «липа», и «ель»). Эта игра предназначена для развития логического мышления дошкольника.
Где мы были, вам не скажем, что делали – покажем
Оригинальность игры заключается в том, что взрослый предлагает ребенку поиграть в нее без слов. Папа или мама загадывают простое предметное действие (например, «чтение книги») и с помощью мимики и жестов показывают его ребенку. Тот должен отгадать, что делают родители. В случае правильного ответа играющие меняются местами. Если малыш успешно справляется с заданием, предложите ему угадать или показать самому цепочку последовательных событий (например, «проснулся – встал – умылся – позавтракал» и т.д.).
В другом варианте игры можно рассказать известные ребенку короткое стихотворение, сказку или спеть песенку. Все это развивает воображение, фантазию, находчивость, сообразительность, умение перевоплощаться.
Потерявшаяся игрушка
Подберите и поставьте на стол пять-шесть небольших игрушек. Предложите малышу запомнить их, а затем на несколько секунд закрыть глаза. В это время уберите одну из игрушек и попросите кроху угадать, что вы спрятали. Если он ответит правильно, поменяйтесь ролями. Если ребенку трудно запомнить сразу такое количество игрушек, начните игру с трех-четырех, постепенно увеличивая их число. Если малыш справляется с заданием, усложните задачу, изменив игрушки на картинки с изображением предметов (например, из детского лото).
Предложите сыну или дочке запомнить последовательность расположения игрушек на столе (какая за какой стоит). Затем незаметно поменяйте две-три из них местами. Попросите угадать, какая игрушка занимает не свое место.
Такая, на первый взгляд, простая игра поможет малышу в развитии памяти и внимания, умения сосредоточиваться.
Найди тайник
Нарисуйте на бумаге план комнаты, где будет проходить игра, спрячьте в ней игрушку и покажите на плане место ее расположения. Ребенок должен найти вещь, опираясь на схему. Это можно делать и на детской площадке, что значительно усложнит задание.
Игра поможет развитию логического мышления, пространственной ориентации и умения действовать по определенной схеме.
Игры с буквами
Если ребенок уже знаком с буквами, можно предложить ему игру в «звуки». Взрослый называет слово, а ребенок отвечает, с какого звука оно начинается, каким заканчивается, какие еще звуки он слышит. Если малыш хорошо справляется, можно попросить его проговаривать предложенные слова по звукам; придумывать слова, в которых, например, звук «а» стоит в начале, в конце или в середине. Можно поменяться с ребенком ролями, чтобы он сам давал задание и проверял его выполнение.
Игра развивает фонематический слух, готовит малыша к обучению чтению. Играть в нее можно по дороге в детский сад или в магазин.
Я к вам пишу…
Если ребенок знает азы чтения, умеет читать по буквам или слогам, но не проявляет достаточного интереса к этому занятию, попробуйте использовать игру, стимулирующую его мотивацию. Для этого понадобится магнитная азбука или ручка и лист бумаги. В отсутствие ребенка напишите ему с помощью магнитной азбуки «письмо», например, на холодильнике, чтобы он мог самостоятельно прочесть его. Текст может быть любым: послание от героя сказки, сообщение о спрятанном гостинце и т.д. Сначала письмо может содержать два-три простых слова, затем пять-семь.
Для обучения дошкольника письму и чтению полезно предложить ему и его ближайшему товарищу написать друг другу письма, которые можно отправить по почте или передать из рук в руки. Первоначально детям потребуется помощь взрослых, но потом они научатся делать это самостоятельно.
Кляксы
Для этой занимательной игры понадобятся лист ватмана или кусок обоев и краски. Старыми газетами прикройте место, где будет происходить игра. Дайте малышу лист бумаги и краски и позвольте рисовать руками все, что он захочет. Можете присоединиться к этому «безобразию». Такое занятие способствует расслаблению, снятию напряжения, эмоциональной разрядке. А главное – вы вместе, вы рядом.
Для развития речи ребенка и формирования интереса к чтению необходимо помнить, что нужно использовать каждую возможность общения с ним: разговаривать о его и своих делах, о том, что он увидел или услышал, о прочитанном, отвечать на вопросы. Обязательно следует регулярно читать ребенку детские стихи, рассказы, сказки, повести, загадки. У него под рукой должно быть достаточно материалов для чтения и рассматривания картинок. Сами родители должны подавать примеры регулярного чтения книг, газет, журналов. Желательно записать ребенка в детскую библиотеку, чтобы он мог полистать книги на полках и выбрать что-то.
Почаще играйте с ребенком в различные игры: сюжетные и настольные, со словами и геометрическим материалом. Не навязывайте ему ту или иную игру, предложите – а он пускай выберет сам.
Разрешите ребенку свободно пользоваться карандашами, фломастерами, ножницами, бумагой, клеем и т.д. Поощряйте игры с другими детьми. По возможности чаще водите ребенка в интересные для него места: лес, музей, театр, цирк, на елку, на каток, в зоопарк и т.д.
Ограничивайте время просмотра телевизора, смотрите передачи вместе и обсуждайте увиденное. Маленькие дети могут и хотят учиться – это неоспоримый факт. В них спокойно сосуществует наивность и мудрость, талант и невежество. Детей необходимо обучать дома потому, что знания, полученные в первые годы жизни, никогда не исчезнут из памяти.